Уважаемые родители! Мы рады сотрудничать с Вами. На этой странице Вы можете найти рекомендации, консультации, советы и предложения по воспитанию и развитию детей.
ИНТЕРНЕТ ЖУРНАЛ С ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ДЛЯ ВСЕХ О ДОШКОЛЬНИКАХ
Художественная
литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции
образования детей дошкольного возраста.
Особенности восприятия
детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги
ребенок, в первую очередь, открывает мир
во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать
жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
Главная цель
ознакомления дошкольников с художественной литературой – воспитание в ребенке читателя, который
«начинается» в дошкольном детстве.
Процесс общения с
книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе,
мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в
сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Чтение – условное
понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим
от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса
чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами
деятельности взрослого являются
формирование круга детского чтения и организация процесса чтения.
При формировании круга
детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего
развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого,
художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в
соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям)
ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное
образование детей.
Условия эффективности
организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение),
выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и
детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности –
радость детей при встрече с книгой, чтение ее с непосредственным интересом и
увлечением.
Что читать с детьми?
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички: «Наш козел...»,
«Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси...», «Ножки, ножки,
где вы были?..», «Сидит, сидит зайка...», «Кот на печку пошел...», «Сегодня
день целый…», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-ведрышко…»,
«Иди, весна, иди, красна…».
Сказки
«Про
Иванушку-дурачка» (обр. М.Горького); «Война грибов с ягодами» (обр. В.Даля);
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Н.Толстого); «Жихарка» (обр.
И.Карнауховой); «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М.Булатова); «Зимовье» (обр.
И.Соколова-Микитова); «Лиса и козел» (обр.
О.Капицы); «Привередница», «Лиса-лапотница» (обр. В.Даля); «Петушок и
бобовое зернышко» (обр. О.Капицы).
Фольклор народов мира
Песенки: «Рыбки», «Утята» (франц., обр. Н.Гернет,
С.Гиппиус); «Чив-чив, воробей» (пер. с коми-пермяц. В.Климова); «Пальцы» (пер.
с нем. Л.Яхина); «Мешок» (татар., пер. Р.Ягофарова).
Сказки: «Три поросенка» (пер. с англ. С.Михалкова);
«Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А.Введенского); «Красная
Шапочка» (из сказок Ш.Перро, пер. с франц. Т.Габбе); «Бременские музыканты»
(нем., пер. В.Введенского).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия: И.
Бунин «Листопад»; А.Майков «Осенние листья по ветру кружат...»; А.Пушкин «Уж
небо осенью дышало»; А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я.Аким «Первый снег»;
А.Барто «Уехали»; С.Дрожжин «Улицей гуляет... »; С.Есенин «Поет зима -
аукает...»; Н.Некрасов. «Не ветер бушует над бором...»; И. Суриков «Зима»;
С.Маршак «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С.Михалков
«Дядя Степа»;.Е.Баратынский «Весна, весна»; Ю.Мориц «Песенка про сказку», «Дом
гнома, гном - дома!»; Э.Успенский «Разгром»;
Д.Хармс «Очень страшная история».
Проза: В.Вересаев «Братишка»; А.Введенский «О девочке
Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»; М.Зощенко «Показательный ребенок»;
К.Ушинский «Бодливая корова»; С.Воронин «Воинственный Жако»; С.Георгиев
«Бабушкин садик»; Н.Носов «Заплатка», «Затейники»; Л.Пантелеев «На море»;
В.Бианки «Подкидыш»; Н.Сладков «Неслух».
Литературные сказки: М.Горький «Воробьишко»; В.Осеева
«Волшебная иголочка»; Р.Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких че-ловечках»;
К.Чуковский «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н.Носов «Приключения
Незнайки и его друзей»); Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича -
Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В.Бианки «Первая охота»;
Д.Самойлов «У слоненка день рождения».
Басни:
Л.Толстой «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела
галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия: В.Витка «Считалочка» (пер. с белорус.
И.Токмаковой); Ю.Тувим «Чудеса» (пер. с польск. В.Приходько); «Про пана
Трулялинского» (пересказ с польск. Б.Заходера); Ф.Грубин «Слезы» (пер. с чеш.
Е.Солоновича); С.Вангели «Подснежники» (пер. с молд. В.Берестова).
Литературные сказки: А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»
(пер. с англ. Б.Заходера); Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (пер. с англ.
Э.Паперной); Т.Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (пер. с норв.
Л.Брауде); Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ.
Н.Шерешевской); Э.Хогарт «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ.
О.Образцовой, Н.Шанько).
Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы
были?» - рус. нар. песенки; А.Пушкин «Beтер, ветер! Ты могуч...»;
З.Александрова «Елочка»; А.Барто «Я знаю, что надо придумать»; Л.Николаенко
«Кто рассыпал колокольчики...»; В.Орлов «С базара», «Почему медведь зимой спит»
(по выбору воспитателя); Е.Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши
цветы»); «Купите лук...» (шотл. нар. песенка, пер. И.Токмаковой).
И в завершении хочется заметить, что ни смотря на глобальную компьютеризацию современного общества, книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий